Дмитрий Корсунский. Разговор по душам о земном и небесном

Дмитрий Корсунский. Разговор по душам о земном и небесном

Дмитрий Корсунский. Сегодня мы будем вести разговор на тему «Зависимости реального и виртуального миров». Начиная разговор, хочу попросить Вас, уважаемый отец Григорий, рассказать о видах зависимостей в современном мире.

Протоиерей Григорий Григорьев. Прежде всего, нужно сказать, что мы живём во время зависимостей. Ещё двадцать лет назад патологических медицинских зависимостей, клинические диагнозы которых входили в перечень международной классификации болезней, было около десяти. Основными клиническими диагнозами являлись алкоголизм, наркомания и табакокурение.

А сейчас их более четырёхсот. За двадцать лет количество зависимостей увеличилось в сорок раз. И такая тенденция продолжает сохраняться. Можно предположить, что если эта динамика роста останется прежней, то через двадцать лет будет восемьсот зависимостей.

Мы живём во время, когда возникают зависимости. Их можно разделить на положительные (физиологические зависимости от пищи, от воды, от воздуха) и на отрицательные (патологические).

С духовной точки зрения, зависимости – это попытка обретения высших нравственно-духовных ценностей.

Первой зависимостью человека можно назвать райский сад. Когда Господь создал Адама, Он показал ему сад и как бы сказал: «Ты будешь садовником, и мы будем общаться. Через труд, наше общение и созерцание прекрасного мира ты достигнешь обожения и приблизишься ко Мне в духе. И в конце обучения в райском саду ты попробуешь плоды с древа добра и зла, которые символизируют познание самого себя на первом этапе духовного развития».

Бог предложил Адаму путь, по которому надо пройти, приложив огромные усилия. А змей сказал Еве, что можно и не трудиться. Есть более короткая дорога: съел, и порядок. И будьте, как боги. Вы можете мгновенно закончить своё образование, попробовав плоды с запретного древа. Начните познание с себя. Зачем вам терять время? Так он перевернул всю Божью пирамиду с ног на голову.

При этом было чревато последствиями не только непослушание Адама Богу, но и отсутствие чувства покаяния. Ведь первому человеку следовало хотя бы повиниться, когда Бог его спросил: «Вкушал ли ты плоды древа познания добра и зла?». Но первый человек сказал: «Женщина, которую Ты мне дал, дала мне яблоко».

Он обвинил Бога в несправедливости, будто Он нарочно всё подстроил. А Ева сказала: «Меня змей искусил». И мы не причём. Ты всё подстроил, а нас обвиняешь. Адам и Ева посчитали, что можно разорвать зависимость между своим райским существованием и необходимостью подчиняться Божьей воле. И они оказались вне райского сада, потому что, по сути, сами себя оттуда изгнали. Они обвинили Бога в несправедливости и выступили против закона вечности и закона Божественной Любви, которая не может быть несправедлива.

Поэтому, говоря про зависимости, стоит вспомнить следующие слова святых отцов: «Господь предложил нам приход в райский сад и в состояние Царствия Небесного через соблюдение Божьих заповедей света и любви».

И это путь настоящей радости, поскольку человек для радости и создан. В его центральной нервной системе и в головном мозге нервных клеток, производящих гормоны радости, больше в семь раз, чем нервных клеток, создающих гормоны стресса. Радость и горе – семь к одному. Так создан человек.

Однако для того, чтобы включать зону радости, надо двигать- ся к Богу, к источнику света и тепла. И Господь всё управит!

А когда человек не движется к Богу, он чувствует, что его душа просит праздника. У него не хватает радости. Он начинает искать источник радости вне себя. Фактически все зависимости – это поиск Царствия Небесного на дорогах, ведущих в ад.

Дмитрий Корсунский. Отец Григорий, как Вам кажется, в каком возрасте начинает формироваться виртуальная зависимость? Что она представляет собой с духовной стороны? Сейчас очень многие родители дают своим детям играть в компьютерные игры, которые, на их взгляд, носят развивающий характер.

Протоиерей Григорий Григорьев. Виртуальная зависимость, я думаю, это очень относительное понятие, потому что всякая зависимость (от алкоголя или наркотиков, от компьютера или мобильных телефонов) имеет три компонента.

Они соответствуют самому человеку, который трёхсоставен: дух, душа и тело. Существует три вида зависимостей: духовные, психические и физические.

Духовную и психическую зависимости можно назвать виртуальными, а физическую – материальной. По своей сущности, это три головы зелёного змия.

А компьютер – это материальный объект. У него есть определённое электростатическое поле и напряжение. С экологической стороны, он опасный прибор. Чтобы соприкасаться с ним с минимальным вредом, надо соблюдать технику безопасности. Она регламентируется временем нахождения за компьютером, вентиляцией и проветриванием помещения. А еще следует учитывать, что он является источником радиации, поэтому находиться у компьютера неполезно.

Кроме этого, работая за ним, человек устаёт, а из-за усталости повышается его внушаемость. Её основное свойство – это способность без критики воспринимать любую информацию. Когда человек уходит в виртуальный мир, тогда он теряет интерес к миру реальному.

В зависимость можно попасть в любом возрасте. Чем раньше ребёнок соприкасается с компьютером, тем быстрее он может попасть в зависимость. Зависимость от компьютера и игр может начаться даже в возрасте двух-трёх лет.

При этом понятно, что нельзя детей лишать контактов, поскольку они живут в реальном мире и их надо подготовить к реальности. Им надо дать определённую прививку, чтобы у них выработался иммунитет к трудностям, сопровождающим пользование компьютером. Нельзя ребёнка выращивать в «теплице», так как всё равно рано или поздно он выйдет во взрослый мир. Однако родители должны сильно регламентировать время общения ребёнка с компьютером.

В наше время, с одной стороны, у детей имеются зависимости, которые появляются и развиваются вследствие научно-технического прогресса, с другой стороны, в результате занятости и перегрузки родителей, а то и их нежелания уделить ребёнку время. Когда ребёнок «достаёт» и отвлекает, его проще посадить перед телевизором или перед компьютером, и он сразу же замирает, затихает и оставляет родителей в покое.

Раньше надо было песенку петь и усыплять, а сейчас можно ничего не делать. Включил компьютер, и нет ребёнка, он никому не мешает. Но в этом случае родители, сбрасывая заботу о детях, нарушают «технику безопасности». Больше внимания следует детям уделять, тогда они будут меньше попадать в зависимости. А сами зависимости развиваются тем быстрее, чем меньше любви в этом доме, где живёт ребёнок. Естественно, это не означает, что если он живёт в атмосфере любви, то родители могут относиться к интернету беспечно. Мы все прекрасно понимаем необходимость развития с помощью компьютера, и нужно давать детям возможность знакомиться с играми.

Ведь нельзя просто изолировать человека. Где он будет жить? Он будет жить на планете Земля во время, которое ему отведено. Если он придёт в школу и ничего не будет знать, то над ним все посмеются и у него возникнет много трудностей. Поэтому надо готовить ребёнка к реальной жизни, что поможет формированию мощного иммунитета против зависимости. Тем более, что у ребёнка должны быть разные интересы. Необходимо переключать его с компьютера на книжки, на уличные игры и на живое общение с природой.

Дмитрий Корсунский. Скажите, пожалуйста, а можно и нужно ли готовить ребёнка к компьютерной игре с молитвой? И стоит ли детям молиться перед каким-то делом?

Протоиерей Григорий Григорьев. Детей надо приучать к молитве своим личным примером, но важно не перегнуть эту палку. Если их заставлять обращаться к Богу и к святым, то может выработаться отрицательное отношение к молитве. Ведь всё, что нам навязывается против нашей воли, часто не приносит никакой пользы. Господь дал человеку свободу воли, которую никто не может преклонить, и лишь сам человек склоняется к добру или злу.

Вот почему очень важно остаться на дороге Божьих заповедей по своему свободному выбору. При этом нужно помнить, что сила нашей воли не является каким-то нашим превосходным качеством или добродетелью, и не воображать, что, делая что-то доброе, мы чуть ли не одалживаем Бога своей милостью.

Господь мог легко поставить вдоль дороги «электропастуха», бьющего людей током, когда они приближаются к границе заповеди. Только коснулся запретной черты и сразу получил удар током, чтобы вернуться назад в Божий свет. Однако есть ли смысл и необходимость загонять силой в свет? Ответ очевиден.

И из него следует то, что и мы не должны «загонять» детей в свет. Им может не понравиться свет, в который тащат силой. Более того, активное вовлечение детей в религиозную жизнь может выработать её полное неприятие. Гораздо лучше, чтобы молитва вызывала у ребёнка положительные эмоции.

При этом желательно, чтобы приход в храм становился наградой за хорошее поведение или отличную учёбу. Очень важно составить о церкви самое прекрасное, радостное представление, которое будет храниться всю жизнь. И нужно учитывать, что ребёнок всё хорошо запоминает. Например, моя двухгодовалая внучка всю сказку «Конёк-горбунок» знает. Вот такая у детей прекрасная память, поэтому надо очень осторожно подходить к тому, что вызывает у них сильные эмоции, так как они это хорошо запоминают.

И если сознательная молитва пред компьютером для взрослого человека – очень хорошо, то в случае ребёнка надо, чтобы он это понимал и чтобы сам этого хотел. То есть это может быть и хорошо, но тут важно не перегнуть палку.

Дмитрий Корсунский. Некоторые психологи отмечают, что многочасовое присутствие в социальных сетях вообще влечёт разрушение долговременной памяти и долговременного внимания. Какие советы Вы бы дали в данном случае родителям, чтобы этого не происходило?

Протоиерей Григорий Григорьев. Вы знаете, ещё 100–150 лет назад 95 процентов всей энергии человечества вырабатывали мышечные силы человека и животных. Эволюционно и на протяжении многих веков человек создавался для труда, для работы. Именно физическая его нагрузка позволяла избавляться от всех отрицательных эмоций и энергий.

Когда человек много работал, тогда во время сна он глубоко расслаблялся. Из него выходило всё нервно-психическое напряжение. В наше время физическая активность человека всё больше уменьшается, а напряжение эмоционального, духовного, внешнего и виртуального мира начинает возрастать. А мозг эволюционно не создан для длительной работы за компьютером без физической нагрузки.

В любом случае, компьютерную нагрузку следует сочетать с физической нагрузкой. Это может быть и занятие спортом, и гимнастика, и зарядка, и прогулки по улице. А если только войти в виртуальный мир, то будет очень одностороннее развитие. Какие-то зоны мозга будут развиваться, а какие-то будут как бы засыпать. Человек станет односторонним, очень однобоким. И физически он притянет к себе огромное количество болезней.

Ведь компьютер – аппарат достаточно сложный. Чтобы ни говорили нам о новых технологиях, но современные компьютеры по-прежнему наносят вред здоровью пользователя. Пройдёт какое-то время, и те специалисты, которые говорили о безопасности наших электронных машин, скажут, что и они опасны, поэтому приобретайте более совершенные. Такова наша жизнь. Эволюция  компьютеров  продолжается.

Нужно понимать, что односторонняя перегрузка центральной нервной системы приведёт к вредным последствиям для организма. Будут снижаться внимание и интенсивность мозговой деятельности.

Дмитрий Корсунский. Отец Григорий, как Вы считаете, почему в жизнь современного человека внедряются, на мой взгляд, какие-то зависимости, которые вытесняют реальную жизнь человека? С чем это связано?

Протоиерей Григорий Григорьев. Дело в том, что у человека в центральной нервной системе, в головном мозге, есть нервные клетки, которые вырабатывают более полутора тысяч гормонов радости. Есть нервные клетки, которые вырабатываю гормоны стресса.

В шестидесятые годы прошлого века учёные института экспериментальной медицины произвели такой опыт: внедрили в центр радости крысы электрод, соединённый с кнопкой. Когда крыса нажимала на кнопку, поступал электрический импульс в центр радости. Получив возможность получать радость бесконечно, крыса нажимала эту кнопку до нервно-психического истощения и собственной гибели. Почему? Ведь крыса умное животное и могла бы предчувствовать опасность своего состояния постоянной эйфории. Однако всякое живое существо стремится к радости и состоянию внутреннего опьянения.

Когда такие состояния достигаются физиологическим путём, в этом нет ничего плохого. Здесь очень важно не попасть в виртуальные зависимости, не превратиться в крысу, которая жмёт кнопку до нервно-психического истощения, что приводит к нарушению сна и состояния нервной системы. Конечной точкой могут стать психические заболевания и депрессии, а нередко и суицид.

Следует сказать о различных онлайн зависимостях. Иногда они сопряжены с денежными акциями и играми. Человек может выигрывать или проигрывать, и когда он находится в онлайн зависимости, тогда ему необходимо иметь по пятьдесят-сто тысяч рублей в месяц на поддержание своего психологического состояния.

Игроку нужно хорошо зарабатывать. Человек начинает активно работать, но его труд оказывается тщетным, поскольку довольно часто не только весь его заработок уходит впустую, но он еще оказывается и рабом компьютера. Точно так же пьяница оказывается рабом алкоголя. Всё, что алкоголик зарабатывает своим трудом, он отдаёт на спиртные напитки.

Часто люди попадают в зависимость, потому что не имеют духовной связи с Богом. Это неизбежно. Если нет высших духовных ценностей, то зачастую виртуальная зависимость становится высшей ценностью, особенно для детей.

Раньше дети очень любили играть на улице, играли в спортивные игры, ходили на рыбалку, собирали грибы, любили и смотреть телевизор. Однако всё было сбалансировано. А если пойдёт одностороннее смещение, то будут возникать психологические и физиологические проблемы. Кроме этого, у людей начнётся огромное количество заболеваний.

Дмитрий Корсунский. Отец Григорий, скажите, пожалуйста, как избавиться человеку от какой-либо патологической виртуальной зависимости?

Протоиерей Григорий Григорьев. В начальной стадии зависимости, когда человек сам осознаёт её опасность или ему помогают близкие люди, первое правило борьбы с искушением – убрать источник искушения.

Необходимо ограничить время пребывания за компьютером. Если у него не хватает силы воли, то следует обращаться к специалистам и к врачам.

Сейчас появились новые специалисты – аддиктологи. Аддикция – это зависимость. Аддитивное поведение – это зависимое поведение. Человеку с таким поведением нужно оказывать лечебную помощь, а иногда его лечат даже медикаментозно.

Бывают случаи, когда применяются методы лечения тяжёлых зависимостей, в том числе и компьютерных, в условиях стационара, как и при лечении психических заболеваний. К счастью, в ряде случаев удаётся добиваться положительного результата и выздоровления  больного.

В нашей жизни есть только две силы, которые могут вывести человека из состояния зависимости: любовь, то есть приближение к Богу, и страх, где не успевает любовь.

Когда Господь показывал Адаму древо познания добра и зла, Он ему сказал: «От сего древа плодов не вкушай, ибо в час, в который вкусишь, смертью умрёшь».

Адам был бессмертным, а Господь говорил ему о смерти. Можно сказать, что Бог его пугал. При этом первый человек изначально был безгрешен, поскольку грех – это нарушение закона. Но даже Адаму в райском саду надо было иметь некий страх, чтоб исполнять заповедь послушания Господу. Сам по себе страх Божий – это уважение, почтение к Богу, послушание любящему Отцу.

Буквально древнегреческое слово «фобос» означало уважение и почтение, а страху соответствовало слово «тромос». А в новом греческом языке слово «фобос» значит «страхи». У одного слова два смысла. В современном понимании страх Божий подразумевает две составляющие: страх и любовь.

Слабый человек реально может погибнуть от серьёзной зависимости, превратившись в «крысу», которая нажимает кнопку. Если родители видят, что их ребёнок находится на грани истощения, то надо обращаться к врачу и помогать больному вырываться из зависимости. Самостоятельно больному вылечиться невозможно, так как он часто становится невменяемым.

В таком состоянии больной оказывается из-за того, что все зависимости снижают критическую самооценку личности.

Дмитрий Корсунский. Скажите, батюшка, а имеется ли какая-то связь между грехом и патологической зависимостью? Человек согрешает и вследствие своего греха попадает в какую- то зависимость?

Например, в случае с алкоголизмом. Человек пьёт сверх меры водку и тут же впадает, как минимум, в грех пьянства. При этом могут быть и другие последствия греха пьянства – ссора, ругань, драка. Сначала человек выпил, потом украл или кого-то ударил. Цепочка греха развивается с небольшого греха, потом всё дальше и дальше. Здесь прямая связь греха и зависимости.

А если мы рассмотрим компьютерные игры, в которые человек играет часами? Мы видим вроде бы безобидную картину. Игрок как бы ничего злого не делает и не приносит никому ни- какого вреда, кроме как самому себе. Есть ли в подобных случаях какая-то связь между причиной попадания в зависимость и грехом?

Протоиерей Григорий Григорьев. Человек, когда он играет, лишь внешне не приносит никому вреда, поскольку игрок не в бочке живёт, которую занесло на необитаемый остров Буян. Игрок живёт среди близких людей, которые страдают от его зависимости очень сильно, так как его психологическое состояние на них достаточно сильно воздействует.

Ведь грех – это нарушение Божьих заповедей и уход с дороги света. Грех, многократно повторяемый, приводит к страсти, а за- старелая страсть приводит к духовной болезни души.

Любой грех может перейти в зависимость. Если человек быстро грех осознает, покается и отстанет от него, то он до уровня страсти и болезни не дойдёт. Однако если он будет упорствовать в этом грехе, то вначале у него появится зависимость на уровне страсти, а затем страсть перейдёт в закоренелую болезнь. Практически любой грех может привести к зависимости.

Здесь следует добавить, что однократный приём спиртных напитков не приведёт к хроническому алкоголизму и может не быть грехом. Совсем другое дело – однократный приём наркотиков, который не всегда приводит к какой-то зависимости. Является ли он грехом? Да, является. Становится грехом и употребление алкоголя, когда он рассматривается в качестве наркотика.

Но и в этом случае нужно помнить о том, что мы живём в обществе, где есть алкогольная субкультура. Как сказал главный санитарный врач Геннадий Онищенко: «В нашей стране сложилась особая этиловая субкультура нивелирования жизненных трудностей». Вот почему приём алкоголя в малых дозах не воспринимается как грех.

В других же культурах, например, в мусульманских странах, алкоголь воспринимается как абсолютное зло.

Человек не сразу попадает в зависимость от алкоголя. Кто-то, может быть, и никогда не попадёт. Однако если его постоянно и много употреблять, то, в конечном счете, человек становится больным. То есть грех может материализоваться. Рассмотрим его влияние на здоровье, которое характеризуется физиологическим равновесием. Что происходит при его нарушении? Болезнь. Она прямое следствие нарушения физиологического равновесия и переход в патологическое равновесие, в патологию. Физиология становится патологией. Это значит, что грех материализуется.

Следовательно, когда говорят, что все болезни от грехов, это выражение нужно понимать относительно. Есть естественные болезни от грехов. Например, хронический алкоголизм. Однако существуют примеры болезней, необъяснимых с медицинской точки зрения. Одной из них была болезнь библейского слепорождённого. Он тридцать восемь лет находился в слепоте, чтобы на нём свершилось чудо Божие.

Есть мнение, что все болезни происходят от нервов. В какой-то степени оно обосновано, поскольку от состояния нервной системы зависит снижение и повышение иммунитета. Я имею в виду инфекционные болезни. Болезни могут быть и результатом автомобильной катастрофы. Происхождение болезни всегда очень индивидуально, но, в конечном счете, любой грех может перейти в болезнь и в зависимость.

Говоря духовным языком, зависимость – это страсть, а она поглощает всецело. Для человека исчезает почти весь мир, кроме предмета его страсти. Возможно, кто-то спросит: «А как же любовь?». Думаю, что она является одним из тех чувств, которые делают жизнь по-настоящему прекрасной. Любовь тоже поглощает, но она, в свою очередь, раскрывает все возможности человека. Любовь не фокусирует человеческую энергию и внимание на кнопке наслаждения, и он не превращается в «крысу», жаждущую бесконечно получать чистое удовольствие. А дух любви превращает все творческие способности в развитие талантов. Когда любовь уходит, тогда те же свойства становятся грехами.

Дмитрий Корсунский. Однако бывает и любовь-страсть. Возьмём, например, известную трагедию «Ромео и Джульетта». Чем она закончилась?! У молодых влюблённых была очень сильная любовь друг к другу, любовь и, может быть, даже какая-то зависимость. Как Вы думаете, что произошло? Почему взаимная любовь обвенчанных супругов закончилась самоубийством? Получается, что их души, как самоубийц, свела в ад именно любовь. Может ли подобный сюжет реализоваться в действительности?

Протоиерей Григорий Григорьев. Господь однажды сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Однако как определить истинную любовь?

Господь говорит, что «нет больше той любви, чем если кто положит живот за други своя». Следовательно, основное свойство любви – это способность пожертвовать собой ради любимого человека. Это свойство очень чётко отделяет любовь от страсти. За объект страсти человек свою жизнь не отдаст, а за любовь отдаст. В этом смысле у Ромео была жертвенность, и он готов был своей жизнью пожертвовать ради любимого человека, так что это, несомненно, была любовь.

Дмитрий Корсунский. Но у них же был духовный отец, а получается, что, даже имея духовника, влюблённые пошли на самоубийство. Если посмотреть с точки зрения православия, то получится, что они прямиком в ад шагнули, поскольку самоубийцы Царствия Божьего не наследуют. Выходит, жертва Ромео и Джульетты была не только бессмысленной, но и против воли Господа? Не было ли в их любви зависимости, которая привела их и к физической, и к духовной смерти? Вероятно, у них была именно страсть. Они же оба стали самоубийцами?

Протоиерей Григорий Григорьев. У нас есть такой опыт: психически больные самоубийцы, по разрешению правящего архиерея, отпеваются. Если у человека нарушена психика, то его нельзя винить в грехе гордыни. Ведь когда мы говорим о самоубийстве, тогда понимаем, что оно часто происходит из-за гордыни. А в случае Ромео и Джульетты гордыни не было. Здесь было другое состояние. Например, взрыв духовных качеств человека.

Могу пояснить следующим примером. Недавно сотрудник наших спецслужб, который в Сирии наводил наши самолёты на врага, был окружён и подорвал себя вместе с врагами. Получается, что он совершил самоубийство. Однако разве он не наследует Царствие Небесное? Он герой, пожертвовавший своей жизнью для спасения многих людей. Это жертвенность.

Если на Ромео и Джульетту посмотреть с этой точки зрения, то они находились в своеобразной зоне ведения боевых действий. Две враждебные семьи одинаково воспламенились ненавистью и вели боевые действия. И духовник юных не смог им реально помочь. У священника просто не хватило физических сил. Обстоятельства покатились по трагическому сценарию. Молодых супругов давили два мощных клана. Поскольку их любовь была жертвенной и божественной, то она привела к примирению издавна враждующих сторон и многолетняя война прекратилась. В этом, конечно, была особая милость Божия.

Каждое самоубийство имеет свои причины и следствия. Когда человек закрывает амбразуру во время войны, чтобы спасти своих товарищей, тогда смерть является жертвой. И в случае с Ромео и Джульеттой были особая жертвенность и глубокое состояние высшего напряжения духовных сил.

Для понимания влюблённых необходимо учитывать менталитет времени, в котором они жили, иметь представление о чести и достоинстве, о любви их времени. Тогда люди вызывали на дуэль за поруганную честь. Нам трудно вникнуть во все особенности прошлого, но я интуитивно полагаю, что в замысле Шекспира лежит божественная, промыслительная ситуация.

И если всё-таки был совершён грех самоубийства, то следует учесть существование понятия «извинительный грех». Ведь и грехи условно разделяются: грехи, которые могут быть прощены Богом, и грехи, которые не могут быть прощены в том случае, когда человек в них упорствует.

Когда мы молимся за усопших, то должны понимать, что для спасения душ очень важно их последнее состояние и их отношение к Богу, к людям. Успел ли человек покаяться и хотел ли он измениться к лучшему или нет?! Если было покаяние, то грехи могут быть вымолены. А если он упорствовал в своём грехе, то ему и наша молитва мало поможет.

Дмитрий Корсунский. Затрагивая тему самоубийства, хотелось бы вспомнить рассказ «Гранатовый браслет» А. Куприна. Маленький человек влюбился в замужнюю женщину, которая намного выше него по своему социальному положению. Он был совершенно ничтожным чиновником. Его любовь являлась, скорее всего, любовной зависимостью. В итоге он пришёл к страшному решению – закончить жизнь самоубийством.

Я думаю, что и в наше время есть люди, которые сильно зависимы от своих близких. Многие из них, не добившись взаимной любви, готовы идти на крайние меры по отношению к самим себе. Что бы Вы посоветовали людям, которые убеждены, что находятся в отчаянном положении?

Они любят другого человека, а тот не может ответить на их искреннюю любовь. Влюблённый попадает в зависимость, которую сам же питает.

Вроде бы всё хорошо: любовь освящает и помогает в жизни, в творчестве. Мы знаем много примеров, когда творческие люди создавали прекрасные стихи, замечательные повести, романы во имя любви. Часто безответное чувство порождало выдающиеся произведения. Можно ли считать их чувство любви зависимостью, от которой лучше было бы избавиться? Ведь всё могло закончиться  весьма  трагически.

Протоиерей Григорий Григорьев. Однажды Софокл сказал, что «разум человека вырастает сообразно тому, что встречается ему в пути». Его слова современны и ныне. Многим очень важно, чтобы в минуту жизни трудную рядом с ним оказался человек, который сможет ему сострадать, сопереживать и даст правильный совет. Тогда трагедии или кризисной ситуации не произойдёт.

Иногда человек не видит всю панораму каких-то сложных проблем и оказывается в некоем умственном тупике. Положение часто усугубляется отсутствием положительного примера для подражания в реальности и давлением людей, расположенных к дурным поступкам и к безнравственному поведению. А худые сообщества, как сказано, развращают добрые нравы. Человек чувствует, что он никому не нужен и теряется обстановке.

Несмотря на все трудности, нельзя оправдывать грех самоубийства. К нему желательно относиться с пониманием всех обстоятельств. Повторюсь, в православии есть понятие «извинительный грех».

Господь в притчах высказывался, что если человек знал, но сделал, то будет бит, а если не знал и сделал, то будет бит меньше. Поэтому у нас могут быть какие-то оправдательно-извинительные моменты. Благодаря им мы имеем надежду на спасение души всякого человека. И мне, как священнику, хотелось бы найти какие-то извинительные моменты, которые могли бы помочь рассмотреть всю картину трагедии. Используя всю полноту информации, доступной нашему сознанию, мне будет легче просить Бога о прощении греха самоубийства. Тогда я смогу сказать: «Да, Господи, он виноват, но и в его жизни были различные сложности, которые казались ему непреодолимыми по духовной и физической немощи».

И здесь я хочу вспомнить императора Траяна и богослова Григория Двоеслова, создавшего литургию Преждеосвящённых Даров. Однажды Григорий Двоеслов вспомнил об императоре Траяне, коварном и жесточайшем диктаторе, лицемерном человеке. Богослов почувствовал, что император Траян находится в аду и просит его помощи. Григорий Двоеслов сначала растерялся, а потом начал перебирать всю жизнь Траяна. Хорошего в биографии императора днём с огнём не найдёшь. Однако в его жизни нашёлся эпизод благородства. Один раз, когда Траян шёл на войну, к нему навстречу вышла вдова и говорит:

«Император, в твоей армии погибли мой муж и два моих сына». А он вдруг остановился и спрашивает: «Что ты хочешь?». Вдова отвечает: «Денежного возмещения». Окружающие ожидали гнева, поскольку знали, что он жёсткий человек и может приказать сразу же убить вдову. Но гнева не последовало. Император ответил: «Когда вернусь с битвы, я тебе выдам возмещение». Тогда вдова говорит: «А вдруг тебя самого убьют?». Тут все подумали, что теперь-то её и казнят, но император неожиданно сказал: «Дайте ей деньги». Вдове выдали деньги. Григорий Двоеслов вспомнил императорскую щедрость и стал умолять Бога о милосердии. Несколько дней богослов молился вплоть до перемены участи императора Траяна. Мы верим, что молитвы помогли ему.

Дмитрий Корсунский. Отец Григорий, если какой-то человек находится в зависимости от близких людей или чего-либо другого, то следует ли ему покаяться в зависимости? Будет ли ему от этого какое-то облегчение?

Протоиерей Григорий Григорьев. Мы все находимся в зависимостях и не можем быть абсолютно свободны в этом мире, потому что все люди взаимосвязаны друг с другом. Но одни зависимости приближают к Богу, а другие от Него удаляют.

Есть зависимости, которые дают благодать Божью, есть и такие, которые её лишают. Человек имеет право выбора. Надо стремиться к зависимостям, приближающим к Богу. Зависимости от Бога очень трудно приобрести, но можно легко потерять. А вот зависимости от противоположного ведомства приобрести очень легко, но потом от них трудно отвязаться. Если зависимость реально удаляет от Бога и прививает человеку дурные качества, то следует покаяться в ней и постараться стараться от неё избавиться.

Корсунский Д. М. Разговор по душам о земном и небесном.
СПб., 2017. С. 11—25

Опубликовать ссылку на страницу сайта «Радио Мария»:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Сайт